Организаторы ежегодного фестиваля памяти Андрея Баранова заявили о закрытии фестиваля: «Друзья! С большим сожалением мы вынуждены сообщить, что наш фестиваль перестает существовать. Спасибо всем кто был с нами все эти годы: музыканты, зрители, волонтеры! И пусть останется память о нашем друге Андрее Баранове. До встречи на фестивалях наших друзей».

Фестиваль проводился с 2003 года недалеко от деревни Русская Луговая Волжского района Марий Эл и привлекал музыкантов и слушателей со всей России. Участниками фестиваля в разные годы становились известные мировые артисты такие как: Алексей Архиповский, Тамара Сидорова, группа «Cross rouds», Milasa, мим-театр «Лицедеи», коллектив Ивана Смирнова, Дмитрий Малолетов, Сергей Манукян, Дмитрий Четвергов, Энвер Измайлов и многие другие известные в России коллективы и исполнители. Фестиваль знакомил зрителей фестиваля, а это около 15-20 тысяч приехавших из разных уголков страны, с творчеством выдающихся современных музыкантов-инструменталистов, проводились творческие мастер-классы. Выступления и концерты проводились на нескольких площадках. Это единственный и самый крупный фестиваль региона, который совмещал музыку разных направлений. Многие зрители, приезжающие на фестиваль, впервые узнавали о Марий Эл, как части России благодаря этому событию. Как рассказала директор фестиваля Ольга Воронина, все эти годы мероприятие проводилось только благодаря друзьям российского композитора, музыканта российского масштаба Андрей Баранова, усилиям волонтёров, партнёров и благотворителей. Ни разу не были выделены деньги на поддержку события. Представители министерства культуры и лично тогда министр культуры Михаил Васютин ограничивали своё участие в мероприятии посещением фестиваля.

Когда приходится писать такие новости, возникает ощущение диссонанса. С одной стороны на совещаниях в комитетах, кабинетах власти много и эмоционально говорят о развитии событийного туризма региона, идёт поиск идей для создания спортивных, культурных событий, которые смогут повысить узнаваемость Марий Эл, привлечь туристов, финансы, с другой, — не сохраняем готовый туристический, культурный продукт. Хотим новых проектов, которые станут визитной карточкой региона, а производим и вкладываем средства  пока чаще в культурный шлак, который не привлекает ни горожан и жителей республики, ни гостей. Вряд ли коньюктурные демонстрации и марши можно назвать праздником для людей.

Чего же проще, поддержать проект, который заведомо имеет свою аудиторию, собирает тысячи людей со всей страны. В последнее время многие культурные инициативы людей, становятся гораздо популярнее официальных мероприятий — «Поволжский треугольник», который несколько лет существует благодаря настойчивости Сергея Федонина, праздник «Масленица» на стадионе «Динамо», который искренний и яркий из-за участия объединения «Царёв город» и их единомышленников, фестиваль воздушных шаров, инициированный «Легкими людьми». Все эти мероприятия отличаются тем, что в них не принимают участие официальные представители культуры.

Да, прорыв был совершён театрами столицы, проходят фестивали, которые собирают людей, вдохновляют и заставляют говорить об этом, но, пожалуй, это единственное, что стоит вспомнить добрым словом. Опять же это исключительно грамотный менеджмент Константина Иванова и личная любовь к высокому искусству задаёт уровень событиям. Если во всей стране «Ночь музеев» становится праздником доступности культуры, у нас это превращается в единственную ночь зарабатывания денег для музейных площадок.

Конечно, скажете вы, это личное мнение, дилетантизм. Соглашусь. Но вот, уже несколько лет я стремлюсь уехать из Йошкар-Олы на День города, а на фестиваль памяти Андрея Баранова я привозила детей, для того, чтобы хоть где-то они могли услышать тех, кому рукоплещут европейские и российские столицы.

Справка: Андрей Баранов родился 17 августа 1960 года в Волжске. Стал известен как виртуозный музыкант-гитарист и мультиинструменталист, композитор-мелодист, выступая в качестве участника популярных коллективов «Ансамбль под управлением Владимира Назарова» и «Своя игра».

В конце 1980-х годов в составе уникального проекта «Караван мира», объединившего музыкантов, актёров и клоунов, он объехал всю Европу. Также Андрей в качестве сессионного музыканта принимал участие в записи альбомов и гастрольной деятельности таких звёзд российской эстрады и авторской песни, как ансамбль «Кукуруза», группа «Любэ», Александр Малинин, Олег Митяев, Андрей Козловский, группа «ГрАссМейстер» и других.

Андрей Баранов побывал на гастролях в 42 странах и сделал более 653 записей в разных гитарных стилях.

Как отмечают друзья: «Его зарубежные путешествия больше напоминают похождения беспечного авантюриста — то он выступает в воюющей Анголе, то сидит в кутузке в Бразилии, то играет на свадьбе дочери короля Иордании Хусейна 1-го, то женится в Колумбии, или рушит берлинскую стену с „Пинк Флойд“, спасает голодающих в Калькутте с матерью Терезой...»

В начале 1990-х годов Баранов серьёзно изучал камлания, тувинское горловое пение. Он организовал несколько фестивалей якутской музыки в Европе. Баранов — автор множества музыкальных произведений для спектаклей артистов: Льва Дурова, Татьяны Васильевой, клоун мим-театра «Лицедеи».

Музыка Андрея Баранова звучит в телевизионных сериалах, телевизионных программах. С острова Провиденсия Андрей Баранов привёз слово «мамакабо» и назвал им свой единственный прижизненный альбом «Капитан Морган. Мамакабо».

Андрей Баранов погиб в возрасте 42 лет 2 августа 2003 года в автокатастрофе на 86-м километре трассы Йошкар-Ола — Волжск.

Екатерина Насонова

ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.