Весёлая деревенская история с семейными разборками, трогательными лирическими отступлениями и неожиданными сюжетными поворотами. На малой сцене Русского Академического театра драмы им. Г. Константинова представили новый спектакль по пьесе Степана Лобозёрова «Семейный портрет с посторонним». На премьере побывал и редактор ИА МариМедиа.

«Все мы — от печки»

Действие сюжета разворачивается в российской глубинке. Жизнь идёт размеренно своим чередом, пока в один прекрасный день здесь не появляется молодой художник, который приехал из города оформить к празднику сельский клуб. Деревенский завхоз приводит его на постой в семью своей возлюбленной. И вот когда он понимает, что приезжий специалист увлёкся его девушкой, всё переворачивается с ног на голову.

Для появления этого спектакля в репертуаре театра определённо сошлись все звёзды. Любопытно, оказывается ещё более 15 назад художественный руководитель театра Владислав Константинов пообещал Степану Лобозёрову, с которым знаком лично, поставить когда-нибудь одну из его пьес. И вот обещание, наконец, выполнено. Причём пьеса появилась очень своевременно, утверждают в руководстве театре.

— Во-первых, у нас давно не было такой деревенской русской лубочной темы. Потом — она показалась нам безумно актуальной на сегодняшний день. Сейчас, как никогда, очень остро ощущается дефицит душевности и доброты. Мы перестали доверять своим чувствам, верим словам и забываем о своих истоках, о том, что все мы, так или иначе, «от печки». Об этом мы и хотели напомнить нашим спектаклем, — говорит режиссер постановки Иван Немцев.

«Это было недавно, это было давно»

О том, что все мы от самой печки, спектакль заставляет вспомнить с первых минут.

На сцене разрез деревенского дома с узнаваемым интерьером. Здесь и те самые узорчатые половички, занавески, типичная сельская вешалка, иконы в углу, зелёный лучок на подоконнике. Добавьте к этому прохудившуюся крышу, с которой без конца капает вода, и сени, где в потёмках жильцы постоянно натыкаются на заставленные вещи.

Обстановка передана до боли знакомыми деталями быта. Все это было в жизни большинства из нас: у бабушки на каникулах, у мамы на родине, у тети за городом — да мало ли ещё когда и где. Вроде бы «это было недавно», а может «это было давно».

Герои — наши близкие люди

Близки и понятны и сами герои комедии. Как точно перевоплотилась в роль бабки заслуженная артистка Республики Калмыкия Людмила Мансурова. Одномоментно завладев вниманием зрителя, она не отпускала его на протяжении всего действа. Персонаж мастерски отыгран в жестах, народном говоре, пластике, в позе «в три погибели». А чего стоят её перепрыгивания через коврики — потому что не хочется пачкать.

Интересная роль и у заслуженного артиста Марий Эл Дамира Закирова. Его Тимофей практически весь спектакль на кровати, закованный в гипс. Казалось бы, в таких условиях актерски особо не развернёшься. Однако сколько в нём эмоциональной экспрессии, благодаря которой герой получился неожиданно динамичным и таким обаятельным.



Очень убедительна Катерина в исполнении Жанны Калашниковой-Тимченко. Это сильная бойкая русская женщина, из тех, кто и в горящую избу, и коня на скаку. Однако она тоже может позволить себе иногда быть слабой.

Лихо закрутил сюжет персонаж Игоря Новосёлова директор клуба Михаил. Ради любви он готов на безрассудные поступки. Этакий авантюрист с открытой душой и добрыми намерениями. Его возлюбленная Татьяна (Екатерина Шишмакова) — единственная, кого ему не удалось ввести в заблуждение. Мечтательна, юна, но вокруг пальца не проведешь. Чего не скажешь о молодом постояльце Викторе в исполнении Даниила Желудкова, для которого, к слову, эта роль стала дебютной. Вот уж кому с лихвой досталось от проделок Михаила. Но в конце концов все завершается логическим финалом и даже в абсолютно русском стиле — с задушевными песнями и залихватскими плясками.



Зрители — соучастники событий

Спектакль, помещённый в рамки малой сцены театра, приобрел особую атмосферность. Возможно, большое пространство поглотило бы его, а тут получился полный эффект присутствия. Зритель в такой близости от происходящих действий невольно становится соучастником событий.

Что интересно, в конце просмотра руководство театра предложило своего рода эксперимент. Зрителей пригласили поучаствовать в обсуждении премьеры и поделиться своими впечатлениями. Можно сказать, мнения были единогласны. Практически все подчеркнули, что спектакль вызвал ностальгические чувства и напомнил о родных местах и родных людях. Значит — все не зря!

Для тех, кто пропустил постановку! Следующий показ состоится 10 июня.

Кстати, это не единственная премьера. В репертуаре Русского театра в этом году должно появиться восемь спектаклей. Например, уже в июне будут представлены пьеса Уильяма Шекспира «Зимняя сказка» и комедия по пьесе Эдуардо де Филиппо «Брак по-итальянски». Так что поклонников театрального искусства ждет еще не одно культурное открытие.

Ирина Кандакова

Фото: театр драмы им. Г. Константинова, 16+