Академический русский театр драмы им. Г. Константинова порадовал очередной премьерой. В этот раз здесь решили обратиться к одной из самых известных пьес Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Над произведением продолжают размышлять многие режиссёры. Глубоко затронула она и Ивана Немцева. Режиссёр АРТД постарался рассмотреть Чехова с новой стороны и представил зрителю своё прочтение.

О чём сегодня эта лирическая комедия, разбиралась редактор ИА МариМедиа Ирина Кандакова.

Драма с русской душой

В этом году исполняется 120 лет, как пьесу впервые поставили на сцене Московского художественного театра. К этому юбилею и решили приурочить новую постановку в Русском театре, хотя задумка была уже давно, признаётся Иван Немцев.

Глобально эта тема про смену эпох: прощание со старым дворянским укладом жизни с его обветшавшими ценностями и приходе на его место нового класса предпринимателей. Но это лишь то, что на поверхности. Конечно, Чехов заложил и более глубинные смыслы и определённо попал в нерв. Произведение не теряет своей актуальности и сегодня. История, не поддающаяся временным рамкам, и каждый извлекает из неё своё.

— Великолепное сочетание комедии и драмы делает пьесу Антона Павловича вечным шедевром, а её персонажей — незабвенными архетипами русской драматургии. Спектакль о России, обо всех нас, о русской душе, о любви, взаимопонимании. Обо всём, что с нами происходит. Он про наш день, — говорит Иван Немцев.

Вот он — главный герой

Интересно, что в центр плана по задумке режиссёра выходят отнюдь не персонажи. Всё внимание приковано на сам вишнёвый сад. Именно он здесь главный герой. Цельный живой организм. Это олицетворение Родины. «Вся Россия — наш сад!», как пафосно заявляет в одной из сцен студент Петя Трофимов.

Лауреат театральной премии «Золотая маска» Сергей Таныгин создал необыкновенные по красоте декорации. Художник по свету Владимир Пивовар вдохнул в них световой иллюминации, и сад буквально ожил, стал объёмным, заиграл множеством красок. Конечно, было очень жаль расставаться с этим «героем» в конце спектакля.

Персонажи — люди слабые и инфантильные

- Основные персонажи пьесы — это слабые люди, инфантильные, эгоистичные, которым, если копнуть глубже, совсем нет дела, что будет с их садом, - считает режиссёр.

Для Раневской (Надежда Белобородова) и Гаева (Евгений Сорокин) сад — это ушедшие дни. В своих пространственных сожалениях они не прилагают никаких усилий, чтобы его сохранить. Для лакея Фирса (Владимир Пряхин) сад, пожалуй, вся его жизнь, которая почти прожита.

Дочь Раневской Аня (Татьяна Милютина) и Петя Трофимов (Даниил Желудков), наоборот, нацелены двигаться навстречу новому. Они понимают, что стремиться надо к другому, им не жаль, что будет с поместьем.

Приёмная дочь Раневской Варя (Наталья Ложкина) с продажей сада, по сути, обретает шанс заняться, наконец, собственной жизнью.

Гувернантка Шарлотта Ивановна (Ксения Немиро), скрывающая своё одиночество за маской фокусницы, в новых обстоятельствах как будто становится ещё более одинокой.

На фоне всех этих героев особливо выделяется центральная фигура пьесы — купец Ермолай Лопахин, блестяще сыгранный Дмитрием Воронцовым. Потомок крепостных, работавших у отца и деда Раневской, прогрессивен в своих взглядах и единственный, кто предлагает рациональные решения проблем помещиков. Именно Лопахины очевидно и должны прийти на смену отживающему дворянству.

Вишни, конечно, в итоге гибнут под топором Ермолая Алексеевича. Но всё ли так безнадёжно? Кажется, что на их месте теперь могут вырасти новые.

Ведь, как справедливо убеждён режиссёр постановки, когда все сады вырублены, нужно сажать их заново!

Ирина Кандакова

Фото: театр драмы им. Г. Константинова

16+