Марийский театр оперы и балета им. Э. Сапаева представил грандиозную премьеру балета «Русский Гамлет». Шедевр легендарного хореографа Бориса Эйфмана на музыку Л. Бетховена — Г. Малера открыл XX Улановский фестиваль.

«Сказать, что было трудно, не сказать ничего»

Событие для театра без преувеличения историческое. Заручиться поддержкой мастера и получить его разрешение на постановку дорогого стоит. Ранее спектакль ставили только два театра — собственный Санкт-Петербургский театр балета Эйфмана и Большой.

Постановка очень сложная — и в плане драматургии, и в техническом исполнении. И совершенно очевидно, что она выходит за рамки классического понимания балета.

Труппе марийского театра, соприкоснувшейся с лексикой великого хореографа, пришлось довольно непросто.

— Сказать, что было трудно, не сказать ничего. Это абсолютно другая история, другая пластика. Ассистенты хореографа, которые работали с нашим балетом, ставили очень высокие требования и задачи. Но тем лучше для нас! Благодаря этому мы получили колоссальную школу исполнительского мастерства, которую нам, конечно, еще предстоит оттачивать и совершенствовать. Но я уверен, что эта работа сильно изменит мировоззрение наших артистов и ощущение себя на сцене, — рассказал худрук театра им. Э. Сапаева Константин Иванов, который, напомним, был также одним из первых исполнителей партии наследника, будучи премьером Большого театра в 2000 году.

На протяжении нескольких месяцев, которые готовился спектакль, Борис Яковлевич был и сам на онлайн-связи и вносил свои замечания и пожелания. Мастер очень скрупулёзно относится к своей постановке и очень переживал за результат, отметили в театре.

— Признаюсь, я волновался, смогут ли артисты одолеть сложную технику танца. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что этот спектакль обрел новую и, надеюсь, успешную жизнь в вашем театре. Пусть балет подарит вам незабываемые эмоции, — обратился Борис Яковлевич в своем видеообращении к зрителям.

Новые грани балета

Впрочем, постановка не просто «подарила эмоции», она стала настоящим культурным потрясением для ценителей балетного искусства.

Сцены изобилуют трюками и акробатическими па, требующими от артистов филигранной пластичности и полного перестроения тела под «бренд» хореографии Эйфмана. Драма перемежается то с полуэротическими, то с мистическими сценами. Спектакль в хорошем смысле метафоричен и насыщен символами, подталкивающими на размышление.

Языком танца пересказана глубокая по своему наполнению сюжетная линия: период жизни одного из наиболее противоречивых персонажей отечественной истории — императора Павла I, прозванному из-за сходства с Шекспировским персонажем «Русский Гамлет».

На сцене — «Золотой век» Екатерины. Об этом напоминают и золотой шлейф императрицы, неоднократно фигурирующий в постановке, и красочные костюмы свиты, и зрелищное оформление задника. Ротонда с коллонадой — в унисон происходящим событиям, своеобразное колесо истории.

Кстати, сложную конструкцию, придуманную художником Вячеславом Окуневым, поначалу долго не знали, как воплотить в жизнь. В итоге сделали своими руками. Точнее руками своих сварщиков — из аллюминия и пластика. Получилось едва ли не произведение искусства, говорят в театре.

Отдельно в постановке надо отметить удачное попадание в ведущие роли солистов труппы, настолько они были органичны.

Екатерина Великая в исполнении Екатерины Байбаевой — величественная, любвеобильная, расчетливая и жестокая в своей борьбе за трон. Движения, осанка, спектр эмоций — Екатерина использовала весь арсенал, чтобы зритель поверил, что перед ним, действительно, великая императрица.

Павел I (Артем Васильев) — отчаянно ищущий любви матери, но постоянно отвергаемый ею. Во втором акте душевные метания молодого царевича с извечным «Быть или не быть», кажется, достигли апогея. Вот он — настоящий Гамлет во всём его проявлении.

Убедительна в воплощении своей героини и Кристина Михайлова. Ее немецкая принцесса — возлюбленная наследника престола амбициозна, хитра, жаждет власти. Но противостоять Екатерине II даже с набором этих качеств она не в силах. Пластика, гибкость и легкость — главные инструменты балерины в выражении образа честолюбивой невестки императрицы.

Новые грани творческих и технических возможностей спектакль раскрыл и в Итару Нада, сыгравшем фаворита Екатерины Великой. Ему удалось создать своей притягательностью то, что называют магией танца.

Как бы банально это ни звучало, актёры жили на сцене. В моментах зал практически в едином порыве вздрагивал от невероятных трюков, моментами погружался вслед за героями в психоделическое состояние, навеянное сюжетом и пронзительным музыкальным сопровождением.

Браво, театр!

«Такого зритель на марийской сцене ещё не видел!». «Это культурный шок!». «Смелый спектакль во всех смыслах». «Каким, однако, многогранным может быть балет! И какими бескрайне талантливыми оказались наши артисты». «Этому театру, уверен, теперь под силу всё!» — с такими эмоциями выходили после просмотра зрители.

— Два десятилетия назад я видела Константина Иванова в роли Павла в Москве. Впечатление было такое сильное, что сегодня во время премьеры я мысленно переносилась туда... Как достойно выдержала это сложнейшее испытание труппа! Гордость и радость за то, что столица балета на эти дни переместилась в Йошкар-Олу! — поделилась впечатлениями с ИА МариМедиа театральный критик, заслуженный работник культуры России Нина Ефимова.

От себя добавим, что «Русский Гамлет», действительно, произвёл фурор. Возможно, в ком-то он породил вопросы, кого-то по-новому заставил взглянуть на балет как искусство. Но очевидно, что равнодушных к этому событию после увиденного нет.

Самое важное — эта глубокая драма оставляет приятное послевкусие от просмотра и заставляет в который раз осмысливать сложные, но такие важные страницы российской истории.

Браво, театр!

Ирина Кандакова

Фото: театр оперы и балета им. Э. Сапаева, пресс-служба главы Марий Эл