Ох уж эта спина... Чем старше человек, тем сложнее прогнозировать, что может внезапно приключиться — то она то болит, то ноет, то стреляет. А то и вовсе заклинит — не согнуться, не разогнуться. Но, как и большинство болячек, это всё идёт из детства. Кто из нас не помнит привычные окрики: «Не сутулься!», «Выпрямись!», а то и вовсе «Сейчас как стукну!». Правильное положение тела зачастую неудобно и требует самоконтроля. А где его взять в младших классах, когда и так невеликое внимание отдано на то, чтобы не наделать ошибок в школьных тетрадях?

В настоящее время одним из заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, является нарушение осанки. Видов этой напасти множество — сутулость, лордоз (чрезмерное отклонение позвоночника вперед), кифоз (чрезмерное отклонение позвоночника назад), плоская спина и сколиоз. Но ведь изначально, когда ребёнок приходит в этот мир, этих проблем чаще всего нет! А потом хоп — и сколиоз подкрался незаметно.

Проблемы начинаются обычно с 5 до 7 и с 10 до 14 лет, когда скелет растет быстрее, чем крепнет мышечная система. По статистике, среди детей школьного возраста от 40% до 95% случаев отмечены патологией осанки. Какие причины приводят к искривлению? Их несколько.

  • Врожденные патологии и несбалансированное питание. Это негативно сказывается на развитии костной и мышечной ткани.
  • Односторонние нагрузки во время учебы или игры.
  • Неправильное положение сидя. Обратите внимание, не сутулится ли ребенок, не склоняется ли он в одну сторону, опершись на локоть, не распластался ли он по столу. Если да — то, возможно, причина — в неудобной и неподходящей мебели.
  • Гиподинамия — причина слабого мышечного каркаса детей. С раннего возраста родители отводят их в центры раннего развития, где они вынуждены подолгу находиться в статичном положении. Дома к этому добавляется телевизор, компьютер и гаджеты. Сейчас большое внимание уделяется умственному развитию. А вот физическое взрослые часто упускают из вида.

Формирование осанки — сложный процесс, требующий постоянного внимания родителей, врачей, педагогов в течение всего периода формирования и закрепления двигательно-статистических навыков. А корень всех бед часто можно найти в школе. Еще небольшая статистика: примерно у 10-12% детей в начальной школе обнаруживается нарушение осанки, а в старшем школьном возрасте, в 15-18 лет, процент уже в 3-4 раза выше. С детьми школьного возраста вообще сложно бороться, сложно заставлять держать осанку. Даже если они делают какие-то упражнения, они все равно садятся в удобную позу, потому что они не понимают, что удобная поза не всегда может быть полезной для здоровья.

Большая статическая нагрузка ещё сильнее возрастает, если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции. Или если школьная мебель не отвечает своими размерами длине и пропорции тела школьника. В этих случаях школьники не могут сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается осанка.

Чтобы избежать этих проблем, ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья и соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Основным видом ученической мебели для обучающихся начальных классов должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.

Неправильная осанка плохо сказывается на работе внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. Поэтому, наряду с правильной организацией рабочего места школьника, важное значение в профилактике нарушений осанки отводится и ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки. Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками; специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Так что руки в ноги и вперёд, на стадион!

Но при этом не забывайте, что школьникам с уже выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: тяжелой атлетикой, прыжками в высоту и длину, с трамплина и с вышки в воду, акробатикой и подобными видами спорта.

И ни в коем случае не забывайте, что только регулярное соблюдение вышеперечисленных правил обеспечит положительный результат. Не надо думать, что сколиоз в наше время — это норма. Нужно всеми силами сохранять ровную спину и красивую осанку. За это дети скажут вам «спасибо», когда вырастут.

Фото: pixabay.com

ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.