Я не автоледи. Конечно, цель получить права присутствует в моей жизни, но она какая-то отдаленная, на перспективу. Поэтому мои знания о том, где, чем и как поят железных коней, ограничивались кадрами любимой комедии «Королева бензоколонки». Причем лично мне врезались в память два эпизода – рыдающая Румянцева с пятнами грязи на лице, и она же, весело раскатывающая на роликах по АЗС, параллельно поливая цветы и общаясь с водителями. После просмотра этого шедевра советского кинематографа, я долгое время была уверена, что бензин – черный.

Решив попробовать себя в роли главной героини фильма, я отправилась на АЗС «Лукойл». Да не просто с визитом, а поработать один рабочий день сотрудницей АЗС. То есть честно отстоять смену с заправочным пистолетом в руках. С первых же шагов мои надежды на необременительную работу для лентяя были разбиты. Оператор АЗС Сергей Царегородцев провел специально для меня вводный и первичный инструктаж работника заправочной станции компании «Лукойл-Волганефтепродукт», рассказав о правилах пожарной безопасности, охране труда и мерах реагирования, если что-то пойдет не так. Кстати, к этим инструкциям все сотрудники АЗС относятся с величайшим почтением. На территории заправки во всех предписанных местах находятся внушительные огнетушители и ящики с песком. Затем Сергей выдал мне немаленькую пачку инструкций по противопожарным действиям, оказанию первой медицинской помощи, о безопасности работы на АЗС. Ознакомившись с каждой, я ставила свою подпись, подтверждая, что все изложенное на бумаге самым внимательным образом прочитано и усвоено. За полтора часа – а именно столько ушло на инструктаж – я убедилась, что работой в этой компании дорожат. Знаете, как? Последняя подпись на каждой из инструкций была датирована июлем 2015 года. То есть больше года не появлялось новых работников. «Отсюда уходят только в декрет» – смеется Сергей.

Но вот инструктаж окончен. Можно приступать к работе? Оказывается, нельзя. Без униформы на рабочее место выходить не положено. Теплую куртку украшает новенький бейдж с моей фамилией и должностью «Стажер». Все! Можно приступать! А тут как раз и бензовоз подошел, можно идти принимать.

Водитель бензовоза отдает нам, а точнее, Сергею, кипу документов. Чего там только нет – и акт поверки бензовоза, и товарно-транспортная накладная, и путевой лист, и паспорт качества на привезенный продукт, и свидетельство о поверке привезенных ГСМ. Казалось бы – прими бумаги, слей бензин в резервуары – и живи спокойно! Но нет. Каждый отсек цистерны проверяется на отсутствие воды, и берется проба бензина и дизтоплива. Каждая проба проверяется на плотность и температуру специальным прибором – ареометром. После этого проба переливается в специальный сосуд, который опечатывается и хранится до второго привоза.

И только после того, как все предписанные процедуры произведены, и мы с Сергеем убеждаемся в неизменном качестве нефтепродукта, он дает добро на слив бензина в резервуары. Не могу не упомянуть и о мерах безопасности – бензовоз и сосуд для проб заземлены, на нас каски и противогазы. Кроме того, вся спецформа сшита из стопроцентного хлопка во избежание появления статического электричества.

Пока из бензовоза течет бензин в подземные резервуары, Сергей мне объясняет, что и в резервуаре, и в заправочной колонке стоят фильтры для того, чтобы ни один посторонний предмет не попал в бензобак машины. Обращаю внимание на надпись возле сливного отверстия – ЭКТО. Оказывается, это Экологическое Топливо – брендовый продукт Компании ЛУКОЙЛ. В чем отличие от обычного бензина? Как видно из названия, в экологичности. По сравнению с обычным бензином, ЭКТО содержит в 3 раза меньше серы и в 5 раз меньше бензола. А находящиеся в составе топлива моющие присадки положительно влияют на топливную систему автомобиля, увеличивают мощность двигателя и уменьшают расход топлива. Тот факт, что ЭКТО рекомендует всемирно известная компания Porsche, говорит о многом. Конечно, для водителей важнее собственный опыт, но непрекращающийся поток машин, сворачивающих на АЗС «Лукойл» № 9, говорит о многом.

Пока цистерна не опустеет, оператор не отходит от бензовоза ни на секунду. Все чисто, документы подписаны, и мы с Сергеем решаем выпить по чашке кофе, чтобы набраться сил. В отличие от буфетчицы Рогнеды, каждого клиента девушки за кассой встречают доброжелательно, уточняют количество и марку покупаемого бензина во избежание ошибок. Да и водители чувствуют себя как дома. Почти у каждого – карта постоянного клиента. А один бойкий мужчина, заметив фотоаппарат в моих руках, весело машет рукой и провозглашает на весь магазин: «Меня снимите, как самого лучшего клиента! Я сюда регулярно езжу, знаю – тут не обманывают!» В небольшом помещении можно найти все, что пригодится в дороге и человеку, и машине. Напитки, продукты для легкого перекуса, необходимые мелочи типа влажных салфеток. И всё свежее, о просрочке даже речи не идет. А для железных коней – незамерзайки, масла и прочие важные мелочи. Ассортимент внушает уважение.

После зернового кофе, выданного кофейным автоматом, жить становится легче. Поправляю униформу, натягиваю капюшон и выхожу на рабочее место – к заправочным колонкам. Ой-ой-ой… Очередь! Вот оно, первое испытание! Заправщик не только помогает вставить пистолет в бензобак, но и регулирует движение, приглашая к освободившейся колонке ждущего своей очереди водителя. У каждой колонки – ведро с водой и щеткой. Заметив мой недоуменный взгляд, пришедший на помощь Сергей объясняет, что это элемент сервиса. Данный инвентарь помогает очистить номера машины от грязи в непогоду. Кстати, кроме удаления грязи с номера, водители могут воспользоваться компрессором для подкачки шин и пылесосом для салона автомобиля.

Ну что же… Спустя час очередь рассасывается, появляется немного свободного времени.

– Сергей, а сами Вы, где заправляетесь?

В ответ, без малейшей запинки и даже с некоторым недоумением слышу ответ: «Здесь, конечно».

Поспешно делаю выводы, что Сергей ездит только на ЭКТО. Вдруг со стороны раздается дружеский смех коллег: «А когда ему надо ЕВРО залить, он к жене ездит!»

Оказывается, работа в ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» – семейное дело супругов Царегородцевых. Сергей смущенно улыбается: «Вот дети подрастут, кто знает, может, и они в «Лукойле» работать будут!»

Это, по моему мнению, самая ценная и говорящая о многом характеристика. Есть династии врачей, военных, учителей. Почему бы не быть и династии операторов АЗС? Тем более, что Сергей, начав работу в «Лукойл-Волганефтепродукт» еще в 2005 году простым заправщиком, своей отличной работой показал, что карьерный рост – это реально. И в компании ценят и всячески поощряют работников, которые показывают, что способны на большее, чем просто вставлять заправочный пистолет в бензобак. Для таких сотрудников двери всегда открыты – проводятся семинары, курсы повышения квалификации, а в отпуск можно поехать в санаторий по путевке.

Незаметно пролетела моя первая смена на бензоколонке. Я, не знавшая до этого, к какой стороны подойти к машине, к концу дня довольно лихо управлялась с заправочным пистолетом, улыбаясь водителям. И даже пару раз воспользовалась инвентарем для наведения чистоты номерного знака. Впечатления от посещения АЗС № 9 остались самые позитивные. И, пожалуй, если вдруг я решусь сменить журналистское перо в своих руках на какой-нибудь другой предмет, то заправочный пистолет – совсем неплохой вариант.
 

Дарья Богданова

ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.