Мошенники, выдающие себя за представителей коммунальных служб, делают поквартирный обход, предлагая платные услуги. Они часто работают группами, их все сложнее отличить от настоящих. Жертвами мошенников в основном становятся пенсионеры.

О мошеннической схеме рассказывают эксперты отдела Защиты прав потребителей Роскачества.

Что предлагают мошенники

Чаще всего лже-коммунальщики предлагают провести:

  • Поверку и замену счётчиков учёта воды;
  • Осмотр газовых плит;
  • Осмотр вентиляционных отверстий;
  • Установку газоанализаторов;
  • Установку водоочистительных фильтров.

Мошенники могут не только предлагать на месте заменить счётчик или провести установку фильтра или трубы, но и запугивать штрафами и санкциями, если жильцы прямо сейчас не согласится на замену оборудования. Чаще всего с оборудованием в квартире всё в порядке, и оно не нуждается ни в проверке, ни в переустановке. И если хозяева квартиры соглашаются на уговоры лже-коммунальщиков, они рискуют не только потерять деньги, но и установить в своей квартире оборудование сомнительного происхождения, которым может быть опасно пользоваться.

Как определить псевдо-коммунальщиков

  1. Помните — за исключением аварийных ситуаций все плановые проверки проводятся строго по расписанию, а жильцы уведомляются заранее.
  2. Информация о проверках вывешивается на информационном стенде в подъезде и на сайте компании, которая её проводит.
  3. Большинство проверок (например, связанных с поверкой счётчиков) проводится только по заявкам жильцов. Иными словами, со спонтанной проверкой домового оборудования могут приехать только мошенники.

Что выдаёт мошенников

  • Отсутствие спецодежды или форма без знаков компании. Это уже должно насторожить, но мошенники уже научились подделывать и спецодежду, и документы. Люди в спецодежде могут быть и поддельными коммунальщиками.
  • Не могут объяснить цель визита. Могут цепляться за любую ниточку, путано сообщать о своей цели, просить «общего осмотра» квартиры. А далее уже могут найти мнимую причину и разговорить собственника на проверку.
  • Просят провести замену оборудования немедленно. Любую поверку или замену можно всегда провести в удобное для вас время, а не «прямо сейчас», как требуют мошенники.
  • Требуют оплаты наличными на месте. При плановой проверке оплата не требуется. А оплатить замену оборудования можно заранее по квитанции, например, в самой управляющей компании.

Что делать, если к вам пришли с внеплановой проверкой коммунальщики

  • Если в квартире нет аварийной ситуации, сотрудникам коммунальных служб можно не открывать. Об аварийных ситуациях всегда знают диспетчеры, которым можно позвонить для уточнения информации.
  • Запросите удостоверение сотрудника. В нём должны содержаться ФИО человека, наименование и печать организации, включая ее ИНН и ОГРН. К слову, по этим данным можно пробить организацию на официальном сайте ФНС.
  • ​​​​Дополнительно можно запросить наряд на работы. Данные желательно записать или сделать фото. При этом пускать сотрудника в квартиру не нужно. Лучше позвонить самим в ту компанию, от лица которой проводится проверка, и сообщить им записанные данные о сотруднике. Там можно узнать, действительно ли проводится какая-то проверка и что проверяют.
  • Пожилой человек может позвонить родственникам, а они уже могут сами позвонить в службы ЖКХ и уточнить о проверках. Дверь при этом открывать псевдо-коммунальщикам не стоит.

фото: ТСН24