Есть спектакли, которые, бывает, всковырнут настолько надрывные темы, что нет тебе после них покоя. Порождая множество вопросов, они ещё долго не отпускают эмоционально... Вот именно так ощутила на себе воздействие новой постановки в Русском театре драмы им. Г. Константинова «Страсти по Торчалову» корреспондент ИА МариМедиа.



Вспомнить самый большой грех...

Премьера по пьесе Никиты Воронова в постановке художественного руководителя театра Владислава Константинова состоялась в Йошкар-Оле в минувшие выходные.

Действие в ней происходит в неком «зале ожидания» между двумя мирами. Тем, кто попал сюда, предстоит вспомнить и признать самый большой грех, совершённый им в жизни. Иначе душу отправят на новый жизненный круг, который будет в разы хуже предыдущего.

Именно вот в таком странном месте оказывается после сердечного приступа главный герой этой трагикомедии-фантазии — партийный функционер Павел Максимович Торчалов в исполнении Дамира Сафиуллина. Здесь ему придётся посмотреть на себя со стороны, проанализировать прожитую жизнь.

Вместе с ним пытаются осмыслить свой пройденный путь и революционер Саша Пыжов (Ярослав Ефремов), горничная Лиза (Наталья Ложкина), водитель Семён Кушкин (Дмитрий Воронцов) и его сын — бандит Евгений Кушкин (Антон Типикин). На этой промежуточной станции они под присмотром строгих надсмотрщиков — коменданта Риммы (Людмила Мансурова) и милиционера Степана (Илья Петров), которые тоже проходят здесь свой курс душевного исправления. Все герои из разных социальных слоёв и даже эпох, но перед Богом все равны и всем им одинаково предстоит покаяние.

Спектакль-притча, спектакль-поучение

Надо отметить, что актёры блестяще справились с задачей. Их героями проникаешься, им сопереживаешь, несмотря на заблуждения и греховность каких-то их поступков, смешение правды и лжи.

— Пьеса сразу понравилась всем актёрам театра, — рассказывает о постановке Владислав Константинов. — Несмотря на всю её сложность и по языку, и по сценографии, и по рисунку, и по обозначенной проблеме. Самое главное - мы все получили удовольствие, работая с ней.

В целом, получилась очень философская по своей сути история, наполненная глубокими репликами и диалогами. Спектакль-притча, спектакль-поучение, нацеленный взглянуть в себя и на свои жизненные деяния.

И, конечно, сама тема, затронутая в постановке, была и будет актуальна во все времена. Да — в чём-то она очень мрачная, из-за чего не каждый, по ощущениям, готов в неё погружаться. Отсюда и впечатления от пьесы, прямо скажем, сложные. Всё потому, что «Страсти по Торчалову» побуждают к оценке действий, а делать это не всегда просто. Чаще даже нервно. Да и что там: думать об этом как-то не хочется что-ли!

— Я должен был поставить этот спектакль! — уверено заявляет Владислав Константинов. — Наверно, потому, что мой возраст приближается к тому моменту, когда мне нужно думать о духовном. Мне представилась возможность порассуждать на эту тему. В этой работе мне было ещё очень интересно, как воспримет её зритель. Как режиссёр, мне кажется, я выполнил свою задачу, обозначив перед ним эту проблему. И если хоть кто-то после просмотра спектакля задумается о том, что его ждёт там впереди, в каком он виде будет там, значит, всё не напрасно.

Ирина Кандакова

Фото: Иван Пичушкин

16+