Как известно, человеку для адекватного развития требуется общение с себе подобными, иначе он рискует превратиться в очередного дикого Маугли. Именно коммуникация делает из нас участников социума, коими мы являемся.

Группа североамериканских психологов наглядно убедились в необходимости межличностного общения для того, чтобы прикладные знания и умения сохранились и приумножились. Часто представляемые как очевидное зло, соцсети предстали в новом качестве. Оказывается, они играют на руку в процессе передачи навыков, а в научном исследовании термин «социальная сеть» используется в прямом значении, сообщается в статье (http://rspb.royalsocietypublishing.org/content/281/1774/20132511) журнала Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Результат воспроизводства рисунка у разных поколений, одиночки слева; Иллюстрация: Proc. R. Soc. B 7 January 2014 vol. 281 no. 1774 20132511

Сотрудники университетов Британской Колумбии и Калифорнии решили проверить гипотезу о важности соцсетей в плане накопления и сохранения знаний. Были собраны две группы энтузиастов, которых попросили символически передать «следующему поколению» (другим участникам эксперимента) информацию о том, как нужно завязывать узлы или рисовать сложную геометрическую фигуру в графическом редакторе. В первой группе каждый участник перенимал опыт от одного учителя и передавал его одному ученику, а во второй группе почерпнуть полезную информацию можно было учиться у пяти учителей, которые условно представляли «прошлое поколение».

В результате смены десяти поколений в двух группах выяснилось следующее: одиночки потеряли часть знаний и навыков или остались на уровне первого поколения. А те, кто мог учиться друг друг, напротив, развили свои навыки: сложная фигура, состоящая из нескольких окружностей, у этой группы получалась неотличимой от оригинала, начиная с восьмого поколения (одна ошибка на пять попыток), в то время как одиночки в лучшем случае рисовали правильно в двух случаях из пяти. Статистика вязания узлов была несколько хуже, но и там совместное обучение показывало очевидное превосходство над одиночками.

Психологи считают, что проведенный эксперимент говорит о важности и  необходимости коммуникации для сохранения ранее полученных знаний. В принципе, об это уже давно твердили гуманитарии, но впервые получены подтверждающие данные научного эксперимента.

Бурное развитие IT-сферы и Всемирной сети за последние годы привело к тому, что под «соцсетью» обыватель понимает порталы, предлагающие услуги коммуникации, однако это фразеологическое единство существовало задолго до появления первых компьютеров. По сути, соцсеть это система, состоящая из элементов, которые узко связаны между собой. Характер связей может быть различным: родственные, семейные, дружеские, партнерские, рабочие.  

ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.