Везде

Евсеев Тимофей Евсеевич

Этнограф-финоугровед, фольклорист, краевед. Основатель марийского краеведческого музея
Место рождения:
Деревня Азъял Моркинской волость Царевококшайского уезда Казанской губернии
Образование:
Успешно окончил начальную церковно-приходскую школу в родной деревне, а затем уездную двухклассную школу. В те времена такое образование уже могло позволить Евсееву преподавать в сельской школе. Его педагогическая деятельность продолжалась почти до середины 20-х годов.
Этапы карьеры:
В 1906 г. Евсевьев был определен в научную экспедицию финского ученого Юрье Вихмана.
С 1908 по 1929 гг. Т.Е. Евсевьев посылал Финно-угорскому обществу собранные им предметы крестьянского быта и марийские фольклорные тексты.
В 1924 г. Т.Е. Евсевьев был направлен на работу в Марийский областной музей.
В начале 1930-х, во время гонений на национальную интеллигенцию, причислен к представителям "старого краеведения".
В 1937 году расстрелян.

Тимофей Евсеевич Евсеев – этнограф-финоугровед, фольклорист, краевед. Основатель марийского краеведческого музея.

1887 Родился г. , д. Азъял Моркинской вол. Царевококшайского у. Казанской губ. В бедной крестьянской семье, но тяжелый физический труд не отбил у юноши тягу к труду интеллектуальному. Успешно окончил начальную церковно-приходскую школу в родной деревне, а затем уездную двухклассную школу. В те времена такое образование уже могло позволить Евсееву преподавать в сельской школе. Его педагогическая деятельность продолжалась почти до середины 20-х годов. Параллельно с этим он начал заниматься изучением традиционной марийской культуры. В 1906 г. Евсевьев был определен в научную экспедицию финского ученого Юрье Вихмана, работавшую на территории нашего края, в качестве информатора и переводчика. В этнографических экспедициях пригодились не только знания языка, но и глубокая погруженность в быт и культуру народа мари, которая с детства вошла в сознание будущего ученого. Все это позволило Евсееву стать ценнейшим сотрудником и поработать с несколькими научными экспедициями Финно-угорского общества. Бесспорно, это явилось прекрасной исследовательской школой, дальнейший сбор материала он продолжил уже самостоятельно. С 1908 по 1929 гг. Т.Е. Евсевьев посылал Финно-угорскому обществу собранные им предметы крестьянского быта и марийские фольклорные тексты. Рукописи фольклорных материалов содержат сказки, легенды, пословицы, загадки, шутки, молитвы, песни и несколько описаний обрядов сведены в 5 томов.
В 1924 г. Т.Е. Евсевьев был направлен на работу в Марийский областной музей в качестве заведующего. Собранные им значимые коллекции, отражающие марийскую традиционную культуру, находятся сейчас в СПб, в Российском этнографическом музее.
В начале 1930-х, во время гонений на национальную интеллигенцию, причислен к представителям "старого краеведения", Ему вменяли то, что в музейной практике всячески избегал показывать достижения социалистического строительства, а так же обвиняли в связях с финскими антисоветскими организациями. Был определен на высылку, после возвращения арестован повторно и расстрелян в 1937 году.

Республика помнит:

Именем Т.Е. Евсеева назван Национальный музей РМЭ, где хранятся его коллекции. Часть материалов находится в Финляндии. В 80-х 90-х годах они были опубликованы Финно-угорского обществом в 3-х томах.

Фото


При реализации проекта используются средства государственной поддержки,
выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента
Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса,
проведенного Национальным благотворительным фондом.
^