Везде

Мари-турекский район

Вечерний город, набережная реки Кокшаги, Театральный мост, Вознесенский собор, Воскресенский собор, огни Йошкар-Олы
Вечерний город, набережная реки Кокшаги, Театральный мост, Вознесенский собор, Воскресенский собор, огни Йошкар-Олы
Вечерний город, набережная реки Кокшаги, Театральный мост, Вознесенский собор, Воскресенский собор, огни Йошкар-Олы
Вечерний город, набережная реки Кокшаги, Театральный мост, Вознесенский собор, Воскресенский собор, огни Йошкар-Олы
Вечерний город, набережная реки Кокшаги, Театральный мост, Вознесенский собор, Воскресенский собор, огни Йошкар-Олы
Вечерний город, набережная реки Кокшаги, Театральный мост, Вознесенский собор, Воскресенский собор, огни Йошкар-Олы
Вечерний город, набережная реки Кокшаги, Театральный мост, Вознесенский собор, Воскресенский собор, огни Йошкар-Олы
Вечерний город, набережная реки Кокшаги, Театральный мост, Вознесенский собор, Воскресенский собор, огни Йошкар-Олы
Вечерний город, набережная реки Кокшаги, Театральный мост, Вознесенский собор, Воскресенский собор, огни Йошкар-Олы
Вечерний город, набережная реки Кокшаги, Театральный мост, Вознесенский собор, Воскресенский собор, огни Йошкар-Олы
Вечерний город, набережная реки Кокшаги, Театральный мост, Вознесенский собор, Воскресенский собор, огни Йошкар-Олы

Мари-Турекский район — самый восточный район республики. Сами жители ласково называют свой край «эрвел», или «утреннея сторона, восток», поскольку район первым в республике встречает восход солнца.

Район изобилует речными долинами и оврагами, возвышенностями и уклонами. Поля и луга, перелески и рощи, холмы и равнины создают богатое разнообразие окружающей природы. Действительно, природа района уникальна и неповторима. Щедро одаривает мари-турекская земля своих жителей: здесь много лекарственных растений, редких цветов, обилие ягод и грибов. Разнообразен и животный мир района.

Мари-Турекский район — одна из благополучных в экологическом отношении территорий Республики Марий Эл с хорошо сохранившейся природой и традиционной культурой местного населения. Благодаря этому в районе имеются большие перспективы для развития этнографического, сельского, экологического, оздоровительного и рекреационного туризма.

Марийцы до сегодняшнего дня сохранили и трепетно берегут свои традиционные религиозные верования и обряды. И как в старину, марийцы проводят свои моления под руководством картов в священных рощах — кусото, их вера наполнена любовью к матери-природе, своим предкам, уважением к старшим и стремлением к доброте и жизнеутверждению. Священные марийские рощи располагаются в наиболее живописных местах, традиционно в березняках и осинниках.

Развитие этнографического туризма возможно на большей части территории района. Этому благоприятствует проживание на территории района мари, русских, татар и других народов. Перспективной является организация туров, позволяющих сравнить быт, культуру, традиционную архитектуру и обычаи этих народов. По согласованию

с местными религиозными общинами возможно посещение религиозных церемоний марийцев-язычников, проводимых в священных рощах района. Интерес представляют сохранившиеся в ряде мест традиционные занятия населения — лозоплетение, производство мочала и изделий из него, ткачество, национальная вышивка.

Веками сохраняемые праздники и сегодня современны: У ий (Новый год), Шорыкйол (рождество), Уарня (масленица), Кугече (пасха), Агавайрам (весеннее моление), Семык (троица), Пеледыш пайрем (праздник цветов), Лышташ кугарня (троица), Индеш кугарня (Девятая пятница), Угинде пайрем (Покров Пресвятой богородицы), Шыже пазар (осенний базар). Эти праздники невозможно описать, их нужно смотреть, в них нужно участвовать. В марийской деревне можно попробовать многослойные блины «Коман мелна», медовуху, подкоголь, научиться вышивать, ковать, плести из лозы и бересты, побродить по лесу.

Краткая историческая справка

Мари-Турекский район образовани 28 августа 1924 года. Историческая судьба населения мари-турекской стороны связана с историей богатого событиями вятского края. Здесь, на Вятке, еще в начале второго тысячелетия стал складываться духовный и административный центр марийцев. Позднее на Вятке возникло Малмыжское княжество, представлявшее собой совершенное феодальное объединение марийцев, в состав него входила часть сегодняшней территории Мари-Турекского района.

С момента образования района здесь совместно проживают в мире и согласии марийцы, русские, татары и удмурты. В разные годы своего существования район прославили стеклозавод «Мариец», известный еще до революции 1917 года как стекольно-хрустальная фабрика Ульяновых, гигант сельскохозяйственных кадров республики Нартасский сельскохозяйственный техникум, центр культуры и просвещения района — Мари-Биляморский школьный городок, крупные колхозы и совхозы, а также промышленные предприятия.

Мари-Турекский ройон — это Родина многих известных в республике и за ее пределами людей: прославленного русского летчика Н.К. Кокорина, первого Героя Советского Союза из мари С.Р. Суворова, первого марийского академика В.П. Мосолова, профессора живописи М.Г. Платунова, писателя Дмитрия Орая, первой оперной певицы С.С. Сушкиной, первого Героя Социалистического Труда в Марийской АССР И. Муртазина. Здесь получил путевку в жизнь основатель отечественного промышленного производства А.Е. Титов, первая удмуртская поэтесса Ашальчи Оки, дипломат З.И. Чепурных, композитор В.Д. Кульшетов, каждый четвёртый Герой Советского Союза из Марийской республики — уроженец Мари-Турекского района, всегоже из района 11 Героев Советского Союза.

События, праздники и мероприятия, проводимые на территории Мари-Турекского района

«Индеш кугарня» (Девятая пятница) проводится в июне. Торжества начинаются в деревне Пумарь у святого источника, где гости и все желающие могут поклониться святой воде и помолиться, ведь считается, что источник обладает целительной силой. Затем мероприятие переходит в деревню Сысоево, где проходит выставка-продажа народных умельцев, на улице для гостей накрываются столы с национальными блюдами, можно увидеть выступления творческих коллективов района, проходят игры и народные гуляния.

«Праздник поселка» проводится в первую субботу июля. Торжественное открытие праздника посёлка Мари-Турек по традиции проходит на площади бывшего аэродрома при участии коллективов и солистов художественной самодеятельности районного центра досуга «Заря», района и артистов марийской эстрады. Жители и гости посёлка принимают поздравления от главы администрации района, главы администрации посёлка, приглашенных гостей. На празднике проходит посвящение в «Почетные жители посёлка», подведение итогов конкурсов «Лучший двор», «Лучшее подворье», «Лучший подъезд», «Парад колясок», «Все дело в шляпе», «Конкурс национального костюма». В течение праздника организовываются спортивные состязания такие как: борьба, дзюдо, армрестлинг, футбол и другие. Проходит конкурс букетов, выставка фотографий, выставки декоративно-прикладного творчества. Для детей и взрослых работает игровая площадка, где каждый может поучаствовать и получить приз. Вечером проходит Мари кас (марийская дискотека). На площади администрации - молодежная дискотека.

Уярня (Масленица) проводится в п. Мари-Турек через семь недель после Рождества и длится неделю. Гостей и туристов ждет широкая программа: народные гуляния, забавные театрализованные представления, заводные русские песни и разудальные пляски, катание на лошадях, сжигание чучела, ярмарка товаров народного потребления и декоративно-прикладного творчества, а также выступления народных коллективов района.

Гыронбыдтон - удмуртский народный праздник, который проводится в июле на площади центрального сельского дома культуры д. Большой Карлыган. В праздничный день гости и туристы могут поучаствовать в удмуртских обрядах «Символ воды», «Символ огня», «Поклонение медоносной липе». В парке накрываются столы из блюд национальной кухни. На празднике чествуют новорожденных, активную молодежь и жителей поселения, свадебных юбиляров, молодоженов, долгожителей, служащих в рядах армии, хлеборобов, награждают за лучшее подворье. На протяжении всего праздника радуют своими номерами удмуртские народные фольклорные ансамбли. Всех зрителей, гостей, приглашенных угощают кашей «Дружба». Праздничный день завершается дискотекой под открытым небом.

Турекпазар (зимний Петров день) в центре п. Мари-Турек. Песнями и плясками, байками и прибаутками зазывают на праздник скоморохи и петрушки жителей и гостей райцентра. Каждый может найти здесь занятие по душе. Одни могут увидеть ярмарку изделий прикладного творчества, народных умельцев, продукцию сельхозтоваропроизводителей, другие могут полюбоваться национальными танцами и народными песнями. А для самых маленьких забавные скоморохи устраивают забавные состязания. Запоминающимся моментом праздника является дегустация блюд национальной марийской кухни.

Обряд «Свадьба шошминских удмуртов» проводится по желанию и предварительной записи для туристов в д. Карлыган. Удмуртская свадьба шошминской локальной традиции — это многосоставный обряд, проходящий в несколько этапов и длящийся в целом около года. Туристам же предлагается посмотреть на свадебный обряд, проходящий в доме невесты - сватовство, сговор, первый свадебный пир и обряд возвращения молодушки в родительский дом. Свадебный обряд сопровождается угощением, вручением подарков молодой паре, исполнением песен и обрядовых плясок.

Открытый фестиваль-конкурс короткометражного молодежного и детского кино «Тÿрэл» проводится в п. Мари-Турек один раз в два года. Фестиваль длится два дня, за это время можно посетить конкурсные показы фильмов, детальный профессиональный разбор конкурсных фильмов главным жюри и обсуждение фильмов между участниками и авторами, а также мастер-классы, познакомиться с достопримечательностями района, встретиться с народными ансамблями, продегустировать традиционную кухню

Как добраться

От Йошкар-Олы до п. Мари-Турек по трассе Р172 — 124,4 км.

Достопримечательности Мари-Турекского района

Ледовый дворец «Мари-Турек»

Холодный ключ

Храм Николая Чудотворца

Храм Троицы Живоначальной

Церковь Царственных Страстотерпцев

Центральный парк п. Мари-Турек

Ирека

Участок небольшой речушки Ирека в Мари-Турекском районе Республики Марий Эл в 1996 году объявлен зоологическим памятником природы республиканского значения «Ирека». Такой высокий государственный статус река Ирека получила за то, что в ней был обнаружен ценнейший вид пресноводной рыбы семейства лососевых хариус обыкновенный. Хариус обычно водится в чистых и холодных реках Севера европейской части России и к востоку от Уральских гор. Поэтому наличие хариуса в Иреке — это исключительная редкость для водоемов республики.

Краеведческий музей им. В.П. Мосолова

п. Мари-Турек, ул. Комсомольская, д. 14

История краеведческого музея начинается с 1969 года. Здесь собран и хранится уникальный материал по этнографии, боевой и трудовой славе района. В настоящее время краеведческий музей Мари-Турекского района имеет фонд более 4000 музейных предметов и музейных коллекций. В Мари-Турекском краеведческом музее им. В.П. Мосолова имеется несколько залов.

Особо значимым является зал «Гордость нашего района», где собран уникальный материал о людях, которые внесли весомый вклад в развитие и процветание края. В зале «Воинской славы» можно ознакомиться с несколькими экспозициями, рассказывающими о ВОВ. В зале «Воинской славы» проходят уроки мужества с учащимися школ, встречи с ветеранами ВОВ. Многогранно представлен этнографический отдел. Это прежде всего предметы быта, музыкальные инструменты, национальная одежда народов, населяющих Мари-Турекский край – марийцев, татар, русских, удмуртов. Экспонаты зала этнографии из глубины веков доносят до нас идеалы, самобытность народной красоты и культуры. Пользуется огромным успехом гостиная музея, где проходят различные мероприятия: мастер-классы, занятия клубов по интересам, встречи с учеными, писателями, работает творческая мастерская. Проходят открытые уроки и праздники. Работает постоянно действующий семинар учителей истории и культуры марийского края. Ежеквартально сменяют друг друга выставки, как в выставочном зале, так и в картинной галерее, где экспонируются работы мастеров живописи и мастеров декоративно-прикладного творчества района.

Нартасский сельскохозяйственный техникум п. Нартас

Нартасский техникум — это памятник истории регионального значения. Свою историю техникум начинает еще в 1893 году, когда по инициативе уездного земского управления с целью поднятия сельского хозяйства уезда в Нартасе была открыта низшая сельскохозяйственная школа. В честь царя Александра II школа была названа Александровской, а в учебный курс были включены такие дисциплины, как полеводство, луговодство, огородничество, садоводство, пчеловодство, слесарное, столярное и кузнечное ремесла. В 1897 году в школе было заложено учебное поле, плодовый сад, питомник, огород с парниками и теплицей, а позже и пасека.

В 1910 году школа была преобразована в училище. С этого времени начинается подлинны й расцвет Нартаса. Он обогатился прекрасными постройками: дома для семей, оранжерея, каменное здание для скотного двора, свинарник, конюшня, пожарный сарай. Такое же строительство шло и внутри школы: улучшилась учебная сторона дела, увеличилось количество учебных пособий, обставлены кабинеты и лаборатории, обогатилась библиотека, а хозяйство училища пополнилось всевозможными машинами и орудиями.

Первый выпуск в школе состоялся в 1897 году. В 1902 году ее окончили С.Л. Щеклеин, будущий профессор, в 1907 году — В.П. Мосолов, ставший первым академиком из мари и вице-президентом ВАСХНИЛ. Здесь обучался всемирно известный селекционер А.П. Шехурдин, ведущий пчеловод страны, основатель и главный редактор журнала «Пчеловодство» А.Е. Титов.

Со дня организации школы до революции ее окончили 459 человек, однако из мари оканчивали в год лишь один-два человека.

В 1922 году училище преобразовали в техникум. Наряду с подготовкой в техникуме агрономов, при мастерских стали отдельно готовить кузнецов, слесарей, токарей.

В 1924 году в Нартас перевели Козьмодемьянскую садово-овощную школу, а весной 1934 года — Оршанский льноводный техникум, в техникум стали принимать и девушек

В сороковые годы при техникуме открыли отделение механизации. Для подготовки кадров в техникуме имелись все необходимые условия — учебный корпус, общежитие, животноводческие фермы, ремонтная мастерская, теплица, инкубаторная, сыроварня, пасека, образцово поставленное полеводство, садоводство, овощеводство, племенной скот и птица. Сюда поступала новейшая по тем временам техника. О Нартасском техникуме знали далеко за пределами, он обеспечил хорошими кадрами сельского хозяйства не только наш район, но и республику на многие годы. Подготовке хороших специалистов в Нартасе способствовало и то, что здесь уделяли большое внимание практике: с ранней весны до поздней осени работали в поле, саду и огороде и своими руками выращивали все сельскохозяйственные культуры, сами закладывали опыты, вели за ними наблюдения и делали по итогам заключения. Поэтому выпускники техникума, обучавшиеся впоследствии в высших учебных заведениях, считают, что в институте они не получили таких практических навыков, какие получили в Нартасе.

С открытием в Ежово техникума в Нартасе перестали строить новые объекты, не стало хватать и преподавателей. Главной бедой являлось и бездорожье, поэтому желающих поступить на учебу становилось все меньше. В 1986 году Нартасский техникум закрыли, а все студенты переехали в Ежово.

Закончилась история известного техникума. А ведь Нартас был передовым центром нашей республики во многих областях. Именно здесь была организована первая в крае комсомольская организация, в 1926 году впервые именно в Нартасе проведен праздник «Йошкар пеледыш пайрем». В 1930 году благодаря техникуму в Мари-Турекском районе построили первую в области сельскую электростанцию. Нартас имел свою метеорологическую станцию, мельницу, большой пруд, сушилку для сушки зерна, пасеку, сыроварню, а также дендрологический питомник, где около каждого растения стояла дощечка с его названием и свойствами в стихотворной форме. Имелся даже свой духовой оркестр из 25-ти музыкантов, который организовали и которым руководил Г.Н. Дракин, преподаватель и первый в нашем крае композитор.

Сендинская лиственничная роща

Памятник природы образован в 2012 году, находится в Мари-Турекском районе Марий Эл примерно в 1,8 км к северо-востоку от деревни Уржумноля. Площадь насаждений 3,2 га. Целью создания памятника природы "Сендинская лиственничная роща" является сохранение уникального природного объекта - ценных лесных культур лиственницы Сукачева, имеющих естественное возобновление. Массив лиственницы является старейшим в Мари-Турекском районе и одним из немногих участков спелых насаждений породы в Республике Марий Эл. Возраст культур более 100 лет. По биометрическим характеристикам (по средней высоте и среднему диаметру деревьев) лиственница превосходит другие хвойные породы: здесь можно увидеть деревья лиственницы высотой 35 метров и диаметром более 80 сантиметров.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

с. Хлебниково, ул. Советская, д. 42

Церковный приход в селе Хлебниково был открыт в 1837 году. На следующий год в селе построили деревянную церковь с главным престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы и приделом во имя святого пророка Божия Илии. Каменный храм в Хлебниково построили в 1882 году на средства прихожан при содействии казанского купца П. Г. Ульянова. Главный его престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел — во имя пророка Божия Илии, левый — в честь великомученика Георгия Победоносца. Приход насчитывал более 20 селений. В советские времена церковь была закрыта, верхние объемы ее разрушены.

Приходская жизнь в селе возобновилась в 2001 году, с июля службы совершались в молельном доме. В 2007 году здание храма возвратили верующим и с апреля 2007 года в нем начались богослужения. При храме имеется освященный источник во имя Казанской иконы Божией Матери в д. Мосара.

На территории храма находится захоронение одного из первых летчиков России – Кокорина Николая Кирилловича, погибшего в 1917 году; установлен памятник жителям Хлебниковского поселения, погибшим в Великую Отечественную войну.

Храм Святителя Николая Мирликийского

с. Косолапово

Каменный храм в Косолапове был построен в 1882 г. во имя святителя Николая Чудотворца. В архитектуре храма, традиционного в плане и композиции, широко использованы декоративные формы древнерусского зодчества. Это относится, прежде всего, к килевидным формам наличников окон, стилизованному декору спаренных наличников окон верхней части основного храма. Даже главный купол представляет собой не полусферу, как обычно, а шлемовидную главу.

Храм был закрыт в 30-е годы. В нем размещался сельский дом культуры. Лишь в первой половине 90-х годов была зарегистрирована община верующих, и храм начали восстанавливать.

^