В редакцию ИА «МариМедиа» стали поступать звонки от йошкаролинцев, которые купили путевки у крупных российских операторов, приостановивших свою деятельность в конце июля-начале августа. Вот один из комментариев: «Я заранее приобрел путевку в Испанию у турфирмы „Лабиринт“. Думал, наконец-то наступит долгожданный отпуск и я проведу его со своей семьей в Барселоне. Не тут-то было. Не знаю, что теперь делать: как юридически правильно поступить и вернуть потраченные деньги?»

С чего все началось

Все началось еще 16 июля: руководство одной из старейших российских туристических операторов «Нева» объявил о приостановке своей деятельности из-за финансовых проблем, сообщает ИТАР-ТАСС (http://itar-tass.com). Гражданская ответственность фирмы застрахована компанией «Восхождение» на сумму 454 млн рублей. Накануне страховая компания сообщила, что за выплатой компенсаций в страховую компанию обратились 3305 клиентов туроператора, общая сумма заявленного ущерба превысила 250 млн рублей. Всего пострадали 17 000 клиентов этой фирмы.

Цепная реакция

25 июля в связи с невозможностью выполнения обязательств перед туристами приостановила деятельность компания «Роза ветров Мир», а 30 числа — туроператор «Экспо-тур» (г. Санкт-Петербург). Турфирма «Лабиринт» объявила о прекращении работы 2 августа. Ее ответственность застрахована на 160 млн рублей в той же компании «Восхождение». По состоянию на 4 августа текущего года, за границей оставались около 16 000 человек, выехавших по путевке этой компании. По данным Российского союза туриндустрии, на момент объявления о прекращении деятельности за рубежом находились 25 000 клиентов «Лабиринта». Проблемы возникали и у других компаний.

Как поступать в сложившейся ситуации туристам, в частности жителям Республики Марий Эл, рассказал адвокат Коллегии адвокатов РМЭ «Тезис» Андрей Михайлович Климов:

— Согласно статьи 17.5. Федерального закона № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 года, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств перед туристом последний вправе предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение, т.е. страховой компании.

Страховщик обязан удовлетворить требование туриста о выплате страхового возмещения не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования. К требованию обязательно прилагаются следующие документы:

— копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов);
— копия договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала);

— документов, подтверждающих реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Для исполнения своих обязательств по финансовому обеспечению страховщик не вправе требовать представления иных документов. Форма заявления, как правило, размещена на официальном сайте страховщика или туроператора.

Следует иметь ввиду, что выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения морального вреда, однако такое требование может быть предъявлено непосредственно туроператору. Моральный вред не покрывается страховой компанией.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Подготовила Диляра Белова

ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.