Признаемся честно: материал о социальных перевозках в Марий Эл мы готовили долго. На телефонные звонки чиновники министерств и ведомств рапортовали бойко: «Автотранспорт регулярно курсирует по заявленному штатному расписанию». Диспетчеры вокзала о расписании пригородных автобусов отвечали скупо: «А куда, собственно, вам нужно?» Пассажиры тем временем продолжали метаться в поисках автобусов, пить валокордин, сжимая в руке пенсионное удостоверение, и пытаться найти ответы на вопросы.

Платный проезд в бесплатном автобусе
Градус общественного недовольства по поводу того, что пригородные социальные перевозки перестали осуществляться, резко повысился в начале мая этого года. К разрешению ситуации одними из первых подключились «Объединение перевозчиков РМЭ», региональное отделение Общероссийского народного фронта, СМИ и прокуратура. Общественники инициировали несколько рейдов, где проверяющие сами убедились в том, что заявленное Минпромтрансом республики расписание не работает. Посудите сами: согласно жалобе, поступившей в ОНФ, по направлениям «Лавровка» и «Черёмушки» в период с 10 по 18 мая осуществлялись только два рейса (утром и вечером). В то время как в расписании заявлено: один автобус на маршруте № 183 должен осуществлять ежедневно семь рейсов. Расписание же действительно с 15 апреля по 15 октября 2016 года.

 

Жалобы о том, что нет автобусов, поступали также по маршрутам:

  • сады «Автодорожник»
  • сады «Энергетик»
  • деревня Паганур
  • деревни Малая Турша, Юмалешево, Люльпаны,
  • деревня Берёзка, Новотроицк,
  • деревня Ильинка (сады «Медик» и «Изумруд»).

Факт, который все вынуждены признать, — автобусы по заданным маршрутам не ходят. Кроме этого, по тем же вышеуказанным направлениям проезд для социальной категории населения оказывается платным. Льготникам предлагают платить или высаживаться. И это несмотря на то, что на автобусе висит табличка «Социальный». В общей сложности в местное отделение ОНФ в середине мая поступило 50 обращений, касающихся пригородных и междугородних сообщений.

Откуда уехать в Ильинку
Всеобщее недовольство людей касалось и того, что автобусы, как частные, так и социальные отправляются с разных площадок. Ситуация сдвинулась с мёртвой точки в конце прошлого месяца, когда многочисленные проверки сделали своё дело и Минпромтранс договорились с автовокзалом о том, чтобы с перронов №№ 14, 15 и 16 йошкар-олинского автовокзала стали отправляться все пригородные сообщения.

Осталась мелочь — свести все перевозки пассажиров в один правильный, логичный график, но и это ставит специалистов Минпромтранса в тупик. А люди ждут, ждут, чтобы уехать домой после трудового дня. Ждут, чтобы съездить и полить грядочки на шести сотках-кормилицах, ждут автобусы, чтобы свозить детей в поликлинику. Мы тоже ждём. ИА «МариМедиа», как никто другой заинтересовано в получении достоверного расписания, чтобы посетители сайта могли видеть информацию в разделе «Транспорт». До сегодняшнего дня администраторам приходилось, подобно сотрудникам автовокзала, уточнять график движения напрямую у перевозчиков. Только благодаря этому всё время, пока с расписанием автобусов происходила неразбериха, мы старались публиковать только проверенные данные, с указанием площадок отправки.

Что происходит с автовокзалом Йошкар-Олы
На коммерческом предприятии запущен процесс банкротства. Ведь давно вокзал стал частным предприятием, где решения принимал владелец бизнеса. С исковым заявлением о признании должника банкротом в суд обратились представители налоговой инспекции Йошкар-Олы. В заявлении они просят ввести в отношении ООО «Объединение автовокзалов и автостанций» процедуры наблюдения и включения в реестр требований кредиторов должника по обязательным налоговым платежам в сумме 1,831 млн рублей. При этом необходимо отметить, что с декабря 2015 года, с которого ведутся тяжбы, представители должника на заседания суда, так и не являлись. Следующее назначено на 10 июня.

Обратная сторона медали
Редакция ИА «МариМедиа» попросила нынешних руководителей автовокзала прокомментировать свою точку зрения о происходящем или хотя бы рассказать, какие меры предпринимают они для урегулирования сложившейся ситуации. Но, к сожалению, администрация посчитала, что пока не время. В свою очередь высказаться пожелал Президент «Объединения перевозчиков Марий Эл» Наиль Мухаметов. По его словам, он находится по другую сторону баррикад:
— Мы являемся некоммерческой организацией и в течение 2014-2015 годов осуществляли социальные пассажирские перевозки по республике. После того, как Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства РМЭ перестало оплачивать нам расходы за перевозку льготников — два последних месяца прошлого года работали безвозмездно — мы стали ездить платно. Пассажиры, которые не могли добраться до пункта назначения, были согласны уже и на это. По сей день министерство не рассчиталось с нами за выполненную работу. Выплаты в размере 2,9 миллиона рублей добиваемся через суд.
В декабре 2015 года состоялся отбор перевозчиков, и договор на оказание услуг был заключён с компанией «Автолайн-Волга». По условиям конкурса все нынешние маршруты, указанные в расписании, были полностью социальными. Однако имеются доказательства, что на деле пенсионеры ездят платно. Более того, рейсы осуществляются нерегулярно. Например, в «Автодорожник» автобус два дня ездит, а один день — нет. Люди от этого пребывают в шоке. Из-за нехватки техники создаётся лишь видимость, что соцперевозки осуществляются.
Кроме того, отдельно хотел бы сказать о предприятии «Автолайн-Волга». Им были предоставлены ксерокопии ПТС чужих маршрутных такси, работающих в Чувашии и Орловской области. Мы съездили туда и привезли доказательства этого. УФАС наши доводы признало достаточными и в феврале 2016 года обнаружило в действиях конкурсной комиссии министерства нарушение пункта конкурсной документации (с документацией УФАС редакция ознакомлена — прим. ред.). Но решено было дождаться суда.

Ответ Минпромтранса — у нас всё по закону!
Ведомство с полной уверенностью заявляет, что: «Организация транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения как по регулируемому, так и не по регулируемому тарифу осуществляется в соответствии с действующим российским и региональным законодательством. Все перевозчики, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством, имеют право на беспрепятственный доступ к перевозкам, в рамках установленных законом».
Глава ведомства Вячеслав Пашин подтверждает информацию, что в декабре 2015 года был проведён отбор на осуществление соцперевозок на период с 1 января по 31 декабря 2016 года. По итогам отбора заключены договоры, в том числе с «Автолайн-Волга», с которым сотрудничают по настоящее время. Однако о судебных исках и нарушениях — ни слова. Вячеслав Петрович прокомментировал ИА «МариМедиа» и информацию о банкротстве автовокзала: «Решение о банкротстве юридических лиц принимается на основании исковых заявлений заинтересованных лиц-кредиторов. В зависимости от принятого решения — процедура наблюдения, финансовое оздоровление предприятия — будет прорабатываться вопрос о дальнейшей деятельности автовокзалов РМЭ. Вопрос работы функционирования автовокзала находится на постоянном контроле министерства».
На вопрос, действительно ли ведомство собирается выкупать автовокзал и снова обращать в муниципальную собственность, нам ответили: «Решение о принадлежности автовокзалов, о порядке и условиях их функционирования будет приниматься правительством республики совместно с собственниками и администрацией».

Минпромтранс РМЭ под прицелом региональной прокуратуры
Судя по отзывам пенсионеров, садоводов, огородников и сельских жителей, ежедневно пользующихся пригородным сообщением на платной основе, в нашей республике практически перестали осуществлять государственные гарантии в этой сфере. Именно с такими вопросами мы обратились в Минпромтранс республики и попросили дать разумное объяснение. Подробный ответ поступил со второго запроса:
«С 17 мая текущего года перевозчиками принято решение об отправке регулярных автобусных маршрутов только с площадок автовокзала Йошкар-Олы в полном объёме. В настоящее время ведётся работа по изготовлению стендов с расписанием движения, обозначением мест отправлений. Решение о распределении платформ и площадок отправки автобусов принимаются перевозчиками самостоятельно».

А тем временем сотрудники прокуратуры республики и Йошкар-Олы внимательно изучают работу министерства и перевозчиков, проводят проверки и выявляют нарушения. Так, в начале марта в отношении директора «Автолайн-Волга» Артура Кузнецова было возбуждено пять административных дел. Как рассказала помощник прокурора города Елена Иванова, тогда выяснилось, что из 134 маршрутов социальные пассажирские перевозки осуществлялись лишь по 22. Повторная проверка в мае подтвердила факт неисполнения данным предприятием обязательств по договорам социальных пассажирских перевозок, заключенных с Минпромтрансом: из 134 маршрутов по-прежнему не работают ещё 56. Кроме того, были установлены нарушения лицензионных требований. В связи с этим мировой судья оштрафовал ООО «Автолайн-Волга» на 50 тысяч рублей. «Предприятие самостоятельно не осуществляет перевозки, а лишь заключает агентские договоры с перевозчиками», — добавила Елена Вячеславовна.

Позиция ОНФ
Проблема транспортного обслуживания льготной категории граждан находится на контроле и Общероссийского народного фронта в Марий Эл. Она была включена в перечень общественных предложений и направлена в адрес Правительства Республики Марий Эл по итогам проведения регионального форума ОНФ еще в конце 2015 года. По причине многочисленных обращений граждан по поводу крайне неудовлетворительного обслуживания вокзала, автобусных перевозчиков как на территории пригорода, так и в районах республики в конце апреля текущего года состоялось заседание рабочей группы «Социальная справедливость». На встрече замминистра промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Александр Новосёлов доложил, что в регионе нет проблем с социальными перевозками. Однако, присутствующие активисты ОНФ, пенсионеры, ветераны труда, инвалиды в один голос утверждали, что в ряде районов по перевозке льготников существуют серьёзные проблемы.
В конце мая «фронтовики» приняли участие в заседании Совета при Главе Республики Марий Эл по делам ветеранов и инвалидов, на котором вновь было озвучено недовольство в адрес работы Минпромтранса по поводу перевозок льготников. По итогам работы министр Вячеслав Пашин обещал представить информацию о проводимой работе по организации социальных перевозок в республике.

Пока надзорные и судебные органы разбираются, кто прав, а кто виноват пенсионеры по-прежнему недоумевают, на какую остановку им идти, чтобы гарантированно добраться до своего сада, полить помидоры и вернуться обратно домой. Сводное расписание по пригородным перевозкам уже готово. В ближайшее время оно будет опубликовано на сайте marimedia.ru. И мы очень надеемся, что региональный Минпромтранс пойдет людям навстречу, и жизнь социальной категории граждан станет хотя бы немного проще и комфортнее.

P.S. При подготовке этого материала с фотокорреспондентом нашей редакции, членом «Союза журналистов» произошёл неприятный инцидент на автовокзале Йошкар-Олы. У хрупкой девушки охранник вокзала пытался отнять камеру, применив силу. О нарушении федерального законодательства, в том числе закона «О СМИ» в отношении сотрудников автовокзала готовится заявление в прокуратуру.

ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.