Сегодня в России интернетом пользуется 84 млн человек. Из-за достаточно низкого по сравнению с европейскими странами проникновения интернета, основные пользователи — это люди в возрасте от 16 до 55 лет. Значительное число тех, кто регулярно выходит в интернет, делают это со смартфонов и планшетов. Такие данные приводят в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

У Минпромторга немного другие данные: интернетом в России пользуется 99,7 млн человек. Из них порядка 25 млн человек используют Сеть для заказа товаров.

За первое полугодие текущего года по оценкам АКИТ объем интернет-торговли вырос на 22%. Весомый вклад в рост вносит трансграничная торговля, доля которой составляет более 35%. За первое полугодие 2017 года россияне получили 152 млн товарных отправлений из-за рубежа. Значительная доля посылок обрабатывается Почтой России. Порядка 90% международных отправлений приходится на Китай.

Ориентир на Китай и Aliexpress

Именно Китай, со своей системой электронной торговли может стать ориентиром для России в контексте наращивания несырьевого экспорта. Совсем недавно министр экономического развития Максим Орешкин озвучил идею создания в РФ собственной системы электронной торговли. Министр выразил уверенность, что у отечественных производителей есть товары, которые будут интересны за границей. Основным препятствием может стать отсутствие системы доставки товаров.

Вопросы доставки

Развитие интернет-торговли тесно связано с вопросами логистики. Чаще всего доставка заказа до потребителя передается на аутсорсинг, когда сторонняя служба доставки заказов выполняет все логистические задачи интернет-магазина. Лишь немногие крупные интернет-магазины могут позволить себе собственные пункты выдачи и курьерскую службу.

Стратегия развития электронной коммерции

На общественное обсуждение вынесена «Стратегия развития электронной торговли в РФ на период до 2025 года» Минпромторга. Она направлена на создание благоприятных условия для интернет-торговли в стране. В Минпромторге отмечают, что при падении оборота розничной торговли в 2016 году на 4,6%, рост сегмента интернет-торговли составил более 15%.

Достоверной статистики относительно рынка онлайн-торговли нет. По разным оценкам в стране работает от 40 тыс. до 200 тыс. интернет-магазинов. При этом основной оборот генерируют 7-10 самых крупных игроков.

Стратегия ставит задачи по совершенствованию статистического учёта электронной коммерции, законодательства в секторе B2B, налогового законодательства, по развитию электронных средств платежа, логистической инфраструктуры (в том числе по упрощению экспортных процедур). Также Стратегия преследует цели по созданию доступной среды для участников электронной торговли.

В ведомстве рассчитывают, что к 2025 году доля интернет-торговли с сегодняшних 3-4% вырастет до 20%.

Для потребителя покупки в виртуальных магазинах являются одной из форм экономии денег и времени. Интернет меняет и существенно расширяет границы потребления.

ИА «МариМедиа». При использовании материала гиперссылка обязательна.